Легендарные и мифологические сюжеты часто встречаются на античных монетах. Но, пожалуй, наиболее древние сказания, в которых слышны отголоски реальных событий далёкого прошлого Эллады, отражены в типах монет критского города Кносса ... Читать далее →
Последующий бой между
Витте-де-Виттом и Блэком имел место при
невыгодных для голландцев условиях. Флот, с
которым первый вышел в море, состоял всего из 45
судов, тогда как у Тромпа несколько месяцев тому
назад из было свыше 90; как видно, в Голландии не
доставало необходимой энергии в высшем
управлении флотом. Из 30 судов Рюйтера 10 кораблей
(в том числе и флагманский) после боя 26 августа и
следовавшего за ним крейсерства были настолько
повреждены, что должны были быть отосланы для
исправления в свои порты, равно как и брандеры, за
исключением одного. Голландский флот насчитывал
только 65 судов, тогда как Блэк имел 68 судов
больших размеров и более сильных; англичане
стянули все свои силы для предстоящего боя.
Очень вредило
голландцам, что Витте-де-Витт своей резкостью и
суровостью снискал всеобщую нелюбовь, и это
сказывалось тем тяжелее, что офицерский корпус
не был приучен к беспрекословному повиновению и
исполнению долга.
Вообще говоря, даже если бы офицерский корпус и
обладал названными достоинствами, отношения
между ним и командующим все равно имели бы
большое значение. Самый вымуштрованный гренадер
не обратиться в пешку, тем более офицер - командир
корабля. При тех обстоятельствах, в которых
находился голландский флот, имело особое
значение, чтобы командиры шли за своим адмиралом
с полным доверием и полным рвением, на что всегда
имеют влияние также и личные отношения. Личная
популярность обеспечила Рюйтеру успех 26 августа,
равно как и позднейшие победы.
Витте-де-Витт не мог не
учитывать сравнительную слабость голландских
сил, но им руководило честолюбие. Он намеревался
застигнуть Блэка врасплох в Доунсе, но последний
вышел ему навстречу и 8 октября в 3 часа по полудни
атаковал голландцев, еще до того, как они успели
выстроить свой, разделенный на 4 эскадры, флот в
боевой порядок. Голландцы шли в крутой бейдевинд,
при слабом SW. Одна из эскадр была оставлена в
резерве и должна была вступить в бой, смотря по
надобности.
3 эскадры Блэка (Бёрн был дальше к югу, Пенн шел
вблизи командующего флотом) вступили в бой не
одновременно. Блэку удалось втиснуться между
мелью и противником. Пенн, следовавший за ним, со
своим флагманским кораблем и задними мателотами
приткнулся к юго-восточному углу мели Кентиш-Нок.
Это заставило де-Витта сделать поворот и пойти на
юг. Благодаря этому Бёрн мог вступить в бой, а
Пенн, сделавший (к своему счастью) из-за мели
поворот, оказался на месте для оказания
поддержки.
Блэк, сначала напавший на головные корабли
неприятеля, теперь бросился на арьергард.
Неоднократно в этом бою отдельные корабли
проходили через ряды противника; но до
сосредоточенного нападения с той или с другой
стороны дело не дошло. В те времена еще плохо
понимали тактику. Получился опять-таки
беспорядочный бой.
Витте-де-Витт, остальные вожди и часть
голландских командиров сражались с большой
храбростью, хотя некоторые суда держались в
стороне, под ветром. Бой продолжался до вечера;
голландцы пострадали больше, чем англичане; они
потеряли 3 корабля и свыше 600 человек команды.
На ночь стали на якорь на месте сражения. Ночью и
на следующее утро более дюжины судов де-Витта,
считавших дело проигранным, ушли под всеми
парусами домой, так что у него осталось всего 49
кораблей. Несмотря на это, Витте-де-Витт хотел
возобновить бой, но на военном совете его младшие
флагманы, в том числе и неустрашимый Рюйтер,
высказывались за прекращение боя из-за свой
сравнительной слабости и прибытия за ночь
подкреплений к англичанам. Голландцы ушли под
малыми парусами. Англичане, к их удивлению, их не
преследовали, вероятно, из-за слабого ветра и
боязни голландских банок.
После этой неудачи, за которой последовали еще
многие нападения англичан на коммерческие суда,
а также вследствие враждебного отношения
личного состава к де-Витту, последний был лишен
командования; снова оно перешло к старику Тромпу.