Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
21.03.2010

Бычьи головы, охотники и женщины

Ещё совсем недавно учёные считали людей нового каменного века бродячими охотниками. Возможность возникновения земледелия и скотоводства допускали только в некоторых районах, но и там культура их обитателей представлялась довольно бедной, а искусство по сравнению с более ранним периодом и вовсе убогим. Каково же было всеобщее удивление, когда в 60-е гг. XX в. в Турции стали раскапывать необычайно богатое по своей культуре поселение Чатал Хююк, относящееся к VII—VI тыс. до н.э. Дома, примыкавшие стенами друг к другу, были хорошо спланированы, имели кладовые и очаги. Входили в них через отверстие под крышей по приставной лестнице. Столбы стен, центральные опоры и балки были деревянными, всё остальное— из необожжённого кирпича. Стены и пол обмазывали глиной, тщательно заглаживали и окрашивали красной краской. Стены разрисовывали орнаментом, нередко на них наносили сложные многофигурные композиции.
Одни из них представляют собой сцены охоты нескольких групп людей на оленей, кабанов, быков. Другие изображают обрядовые сцены, быть может, оплакивание умерших. Найдены изображения явно умерших людей, представленных безголовыми, на которых нападают громадные хищные птицы с распростёртыми крыльями. В глине стен процарапывали и раскрашивали фигуры коров и быков, лепили рельефные изображения пятнистых леопардов. Изображения на стенах были разноцветными — красными, жёлтыми, коричневыми; одна корова была даже голубой. Обитатели селения явно хорошо знали свойства минералов, из которых делали краски.
На стенах, краях глиняных лежанок и столбиках укрепляли обмазанные глиной и раскрашенные черепа диких быков с огромными рогами, баранов, коз. Вероятно, их добывали на коллективной охоте, подобной той, сцены которой изображали на стенах. В верхней части стен иногда укрепляли огромные рельефные фигуры женщин в позе рожениц, наверное, изображения прародительниц.
Всё это убранство, конечно, предназначалось для обрядов. Для них же из камня делали фигурки женщин разного возраста, мужчин, мальчиков, животных. Особенно интересна глиняная фигурка сидящей женщины, по бокам которой стоят леопарды.
В домах найдено много погребений людей. Их делали под лежанками и полами домов. В погребения клали деревянные сосуды, которые сохранились, оружие, рядом с женщинами — косметические наборы с красками. Мужчин погребали в шкурах леопардов, которые застёгивали костяными застёжками. Такими их рисовали и в сценах охоты. Найдено много украшений из цветных камней, раковин, кости. У нескольких скелетов не было черепов, которые, наверное, вынимали для совершения обрядов. На некоторых останках видны следы зелёной краски.
Обитатели Чатал Хююка, как ни странно, не лепили сосудов из глины. Они появились лишь в конце существования поселения, но деревянная посуда была очень разнообразна по форме и хорошо сделана. Из кости обитатели Чатал Хююка вырезали ложечки для еды. Орудия и предметы вооружения делали в основном из вулканического стекла — обсидиана, залежи которого находятся неподалёку. Учёные предполагают, что помимо земледелия и скотоводства, а также сбора разнообразных плодов и ягод в окрестных лесах, жители занимались добычей и обменом этого ценного минерала. Чатал Хююк окружали несколько поселений меньшего размера. Может быть, он был их центром, «материнским» поселением, от которого пошли все другие. Тогда понятно, почему в нём проводилось так много обрядов, которые были посвящены скорее всего мифическим предкам и служили магическим средством защиты людей.