Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
25.08.2011

Апартхейд (или апартеид)

В 50-е гг. нашего века власти Южной Африки обрушили на население этой страны лавину законов, которым позавидовал бы Гитлер, будь он жив. Запрещались смешанные браки и внебрачные связи между белыми и небелыми, их совместное обучение. Белым и небелым запрещалось пользоваться общим транспортом, кинотеатрами, ресторанами, кафе, небелым запрещалось занимать целый ряд должностей на службе... Это были лишь отдельные грани новой политики, которую начала проводить победившая на всеобщих «белых» выборах 1948 года «белая» Националистическая партия. Эта политика получила название политики апартхейда.

На языке африкаанс слово «апвртхейд» означает «обособление, раздельное существование». В основе политики апартхейда лежит идея об обособленном развитии европейского и неевропейского населения Южной Африки как о единственно возможной форме жизни в этой стране. Эта абсурдная, расистская по своей сути политика породила тысячи личных трагедий чёрных и белых южноафриканцев. Она тормозила развитие экономики, науки и техники, не знающих расовых или национальных границ, развитие всего общественного прогресса а Южной Африке и в ее бывшей подмандатной территории — Намибии.

Пытаясь придать апартхейду благопристойный вид, власти Южной Африки создали на её территории и в Намибии так называемые банту станы или, по официальной терминологии, «национальные отечества» — районы компактного проживания африканцев какой-либо одной национальности, а некоторые бантустаны даже объявили независимыми. Никто в мире не признал эти псевдогосударства.

В 70—80-е гг. Националистическая партия безуспешно пыталась «облагородить» апартхейд. В начале 90-х гг. начался полный демонтаж системы апартхейда, однако большая, хотя и быстро сокращающаяся, часть африканеров ещё стоит на бескомпромиссных расистских позициях.