Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Войны на море. Продолжение / События на море в западной европе с 1600 по 1650 гг.

События на море в западной европе с 1600 по 1650 гг.. Часть 37

События на море в западной европе с 1600 по 1650 гг.. Часть 37

Особенно ярко сказывается недостаточное развитие военно-морского искусства в неумении использовать победы. Клаузевиц определяет стратегию как "учение об использовании сражений для цели войны"; Блэк же вовсе не использовал победы, он бросает фактически лишенного возможности сопротивляться неприятеля с большинством коммерческих судов, а сам, вместо преследования, уходит в противоположном направлении. Что его к этому побудило - неизвестно; надо надеяться, что будут опубликованы английские официальные документы (State papers) и об этой войне (во время написания настоящего труда, они были опубликованы лишь до середины февраля 1653 г.).
Конечно, использование победы на суше гораздо проще, чем на море, так как для этого имеются осязательные объекты действий, как-то: занятие важной позиции, большого города или целой провинции и т.п.; не говоря уж о преследовании или уничтожении неприятельской армии. На море неприятельским силам также некуда ускользнуть; и так как последний день боя был 2 марта, а Тромп лишь 6 марта мог добраться до отдаленного всего на 85 миль ближайшего порта, то можно предположить, что ни одно из его судов не могло бы спастись.

Обе большие операции зимы 1652/53 гг. составляют апогей войны и весьма характерны для ее проведения.
Оба народа оказали одинаковую храбрость, упорство в борьбе за обладание морем и знание морского дела; но победа осталась за нацией, сумевшей все средства и силы страны планомерно, с полной энергией и знанием дела, употребить на ведение войны, хотя, несомненно, и Англия делала грубые ошибки. Географическое положение Англии столь выгодно, что она сравнительно небольшими усилиями могла бы повредить или даже вовсе уничтожить жизненный нерв противника - его морскую торговлю и рыболовство.
Голландцы, несмотря на тяжелое положение, громадные потери и убытки, еще далеко не считали свое дело проигранным.

Прежде чем продолжить описание войны в англо-голландских водах, следует упомянуть об одной операции в другом, дальнем море.
Торговля голландцев в Средиземном море еще до войны шла очень бойко. Генеральные Штаты со времен Мюнстерского мира держали там эскадру для защиты свой торговли от французских корсаров и мавританских морских разбойников, отчасти же потому, что и у англичан там была эскадра; во всем, что касалось торговли, они были предусмотрительны и деятельны. В начале войны они значительно усилили свою эскадру и послали нового, энергичного начальника Ван Галена, прибывшего сухим путем в Ливорно, тогда главный центр и порт стоянки обеих эскадр. Ван-Гален происходил из дворянской семьи, 13-ти лет начал плавать и в 26 лет уже сделался командиром; он отличился в делах против дюнкиркских и мавританских разбойников и считался выдающимся морским офицером.
Голландская эскадра состояла из 14 военных и 22 вооруженных коммерческих судов, следовательно, из большого числа кораблей, но относительно слабых и легко вооруженных. Лишь один корабль был 42-пушечный, небольшое число 36-32-пушечных, остальные 28-26-пушечные.
Английский коммодор Бадли имел 15 кораблей, но зато два из них 54-пушечных, четыре 44-40-пушечные, остальные 9 -32-28-пушечные, так что в боевой силе не было большой разницы.
При объявлении войны в 1652 г. Бадли с 9 судами находился в Леванте; начальник морских сил, остававшихся в западной части Средиземного моря, Эплтон считал себя слишком слабым для борьбы с голландцами и остался поэтому со своими 6 большими судами и одним брандером в гавани Ливорно, где был заблокирован половиной голландских судов под начальством Ван-Солингена. Сам Ван-Гален поджидал южнее с 10 судами возвращающегося из Леванта Бадли.
6 сентября он был южнее Эльбы, когда между этим островом и Монте-Кристо обнаружил 8 неприятельских 54-28-пушечных судов (4 военных и 4 коммерческих). Он немедленно перешел в нападение, но так как ветер стих, пришлось ограничиться лишь канонадой издали. На следующий день Ван-Гален возобновил нападение, приведшее к очень упорному бою, в котором одно из английских судов было взято на абордаж; с остальными 7 Бадли удалился в Порт Лонгоне на восточном берегу Эльбы, в 45 милях от Ливорно, где Ван-Гален его держал заблокированным до конца 1653 г.
Итак, голландцы держат разделенную на две части английскую эскадру запертой в итальянских портах в течение 8-6 месяцев, следовательно, в полном бездействии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Далее События на море в западной европе с 1600 по 1650 гг.. Часть 38