Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
19.03.2010

Скульптуры в пещере

Летом 1922 г. молодой исследователь Кестере вошёл в пещеру не юге Франции. По дну пещеры струился поток, а потолок по мере продвижения вперёд снижался. И вот потолок и воде сомкнулись, но Настере не остановил' ся. Набрав в лёгкие воздуха, он нырнул и стел продвигаться, ощупывая потолок. Когда он уже стал задыхаться, потолок вдруг поднялся, и Настере вынырнул. Он оказался в тёмной пещере. Вернувшись туда в другой раз со свечами, он пробрался ещё дальше и на расстоянии 1,5 км от входа вошёл в зел, на полу которого в глине лежали кремнёвые орудия.
Обследовав пещеру, Настере с удивлением обнаружил в ней грубо вылепленную фигуру лежащего медведя без головы, между передними лапами которого находились остатки настоящего черепа пещерного медведя. Неподалёку на стене Настере увидел три рельефных изображения зверей, тоже безголовых, похожих на львов, которые были вырезаны в глинистых напластованиях. На стене были нацарапаны и изображения лошадей. Никто не входил а эту пещеру после охотников древнего каменного века. Всё оставалось в неприкосновенности, и даже на полу в гллне сохранились следы босых ног.
Все глиняные фигуры были покрыты насечками, углублениями, как будто сделанными острым оружием. Казалось, этих животных хотели убить. Учёные полагают, что люди каменного века перед предстоящей охотой, чтобы сделать её удачной, приходили в эту пещеру для совершения тайных обрядов. Они уходили далеко от входа, в темноту, освещая пещеру факелами и жировыми «лампами». Здесь они совершали магические действия, «убивая» копьями изображения своих будущих жертв. Может быть, при этом танцевали — их следы сохранились до сих пор. Люди считали, что изображения зверей живые, поэтому делали их безголовыми и только на время обряда прикрепляли головы, а уходя, снимали их.
О том, как выглядели такие обряды, исследователи узнали из жизни и быта коренных жителей Австралии и обитателей юга Африки. Перед охотой, разрисовав себя ритуальными узорами, люди собирались вокруг изображения животного — объекте будущей охоты, изображённого на скале, земле или песке. Размахивая копьями, охотники танцевали вокруг изображения и пели, а потом бросали в него копья. Эти действия были своеобразной тренировкой, но очень велико и их психологическое воздействие на состояние людей. Совершив обряд, они приобретали уверенность в том, что охота будет удачной.