Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Первобытный мир / Новая община

Новая община. Часть 4

Новая община. Часть 4

Наблюдения за движением небесных светил, сменой фаз луны и изменениями в жизни животных, людей, растений давно позволили уловить связь между этими явлениями. Теперь на эту связь стали обращать ещё большее внимание, поскольку сроки сева злаков и их созревания, изменение в поведении домашних животных стали предметом постоянной заботы. Конечно, все связи между явлениями природы осмысливались, с нашей точки зрения, фантастически. Так, люди полагали, что злаки каждый год рождаются от брака земли и неба в результате попадания в землю дождя. Это было фантастическое понимание реальных событий: ведь, действительно, без весенних дождей не оживут растения, не появятся всходы.

Люди считали себя такой важной частью природы, что признавали необходимость совершения обрядов, которые как бы подталкивали её, природу, к желаемым действиям. Они считали, что если зимой зажечь в определённый, самый короткий день много огней, то солнце станет дольше освещать землю. Такие же магические действия совершались и для блага своей общины, семьи. Например, люди думали, что, если перед севом сытно поесть каши или другой пищи из зёрен, урожай будет богатым. Природа оставалась для них живой. Однако в богов — всемогущих существ, управляющих ею, — они ещё не верили и полагали, что окрестности селений, особенно горы, леса, населены духами, имеющими облик реальных животных, рыб, водных потоков. Эти духи вели себя как люди, только имели другой облик, и немногим удавалось подсмотреть, как они живут по-настоящему. Образы таких существ известны по сохранившимся до наших дней сказкам и легендам.

Чтобы заручиться поддержкой сил природы, духов, к ним обращались во время обрядов, им предлагали вкусную пищу. Охотники заклинали зверей, чтобы те согласились быть убитыми, обещая им за это угощение, а потом новое рождение. Здесь не было обмана: люди верили, что жизнь после смерти продолжается в другом месте.

Очень важную роль в верованиях и обрядах играли образы умерших. Считалось, что они — дети и старики, женщины и мужчины — сохраняют связь с живыми. Эту связь оседлые земледельцы ощущали настолько прочной, что хоронили умерших в земле своих поселений, иногда под полом дома или неподалёку. Так, вероятно, хотели сохранить с людьми близость, которая была при жизни. Теперь же, после смерти, люди приобретали новые свойства. Они становились близкими миру духов, тех таинственных существ, которые населяли землю, а могли подняться и на небо. Естественно, что от умерших ожидали той помощи, которую сородичи всегда оказывали друг другу. К ним, к их останкам, особенно к черепам, иногда обращались в обрядах.

Страницы: 1 2 3 4 5

Далее Новая община. Часть 5