Всемирная история. Живым, образным языком, доступным пониманию детей.
Главная / Новое время / Хосе Марти

Хосе Марти. Часть 4

Хосе Марти. Часть 4

И вот это огромное чувство пробудило ответную любовь. «Для меня брак с другой женщиной был бы безумием, — писал Марти одному из своих друзей, — но, вступая в брак с Кармен, я делаю осуществимым самое заветное мое желание, которое часто непонятно людям, — согласие наших духовных страстей».

В конце 70-х гг. они поженились. В 1878 г. в их семье появился крохотный Хосе, которого счастливый отец называл не иначе как «маленькое облачко». Однако счастье — понятие эфемерное. Постоянные скитания и неустроенный быт приводили к тому, что романтическая влюблённость Кармен всё более ослабевала. Оставалась лишь любовь к «маленькому облачку», и наконец, взяв его с собой, в 1884 г. она покинула Марти.

Увы, личная жизнь поэта не сложилась, да и вряд ли могла сложиться. Его душа была отдана прежде всего прекрасному острову Куба. Знаменитое стихотворение Марти «Родина и женщина» стало своеобразной исповедью его как поэта и патриота, как человека и революционера. Когда речь заходила о Кубе, он всегда был непреклонен: «Нет такого горя, унижения, лишения, наглости, которых бы я не вытерпел для Родины».

Марти интересен и значителен не только в поэзии, но и в прозе, и в литературной критике, и на ниве исторических исследований. И сколько ещё ярких работ было бы написано им с его удивительной работоспособностью и творческим горением, если бы не обречённость изгнанника, если бы не тяготы быта и необходимость зарабатывать на жизнь то в качестве корреспондента ряда латиноамериканских газет, то в качестве консула Уругвая, Парагвая и Аргентины в США; если бы, наконец, говоря его словами, рука его с негодованием не отбрасывала перо, ибо жаждала «оружия более действенного, задач более мужественных и трудных».

В начале 80-х гг. Хосе Марти вместе с Антонио Масео и Максимо Гомесом становится во главе национально-освободительного движения. В это время верхушка кубинского общества, обладавшая немалыми капиталами, боясь радикальной социальной ломки, стремилась не к независимости, а только к автономии, в рамках которой она надеялась осуществлять реформы экономического и политического характера. Критикуя автономистов, Марти заявляет: «Человек, который зовёт в бой, неизмеримо дороже человека, который лишь умоляет; права не вымаливаются, а берутся, их не выпрашивают, а вырывают».

Страницы: 1 2 3 4 5

Далее Хосе Марти. Часть 5